?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

0_1073bf_84cc0b82_orig.jpg

2016 – год 50-летия Волжского автомобильного завода. 20 июля 1966 года было подписано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании в Тольятти крупного автомобильного завода. Эта дата и считается днём рождения АВТОВАЗа. Отметить праздник собираются масштабно; на федеральном уровне создана специальная юбилейная комиссия. Вот только ветераны завода, его первостроители недовольны ведущейся подготовкой к юбилею и частенько высказывают свои претензии к организаторам.


Леонид Станиславович ПАХУТА - ветеран Волжского автозавода, в Тольятти с 1968 года.
Родился в 1945 году, воспитывался в детдоме. В 1968 году окончил Белорусский политехнический институт, в 1994 году – Российскую академию управления при президенте РФ.
В июле-1968 приехал из Минска в Тольятти, на строящийся Волжский автозавод. Работал мастером металлургического производства, заместителем начальника управления соцкультбыта, начальником отдела имиджевых проектов дирекции по связям с общественностью, руководителем проекта по корпоративной культуре АВТОВАЗа. В первое десятилетие истории ВАЗа Леонид Пахута – активный представитель вазовского комсомола, организатор молодёжных слётов, конференций, клуба интернациональной дружбы, фестивалей политической песни памяти чилийского поэта и певца Виктора Хара (песни Виктора Хара),
Осень-2005. Мысли об исторической связи АВТОВАЗа и Тольяттинского госуниверситета.jpg
Жигулёвской кругосветки, КВН на ВАЗе, митингов протеста и единения, субботников и воскресников, работы со стройотрядами. В 1979-1986 годах – заведующий отделом культуры Тольяттинского горисполкома, в 1989-1991 – заместитель заведующего идеологическим отделом Куйбышевского обкома КПСС. В последние годы руководил проектом по корпоративной культуре АВТОВАЗа в должности  заместителя начальника центра управления массовыми коммуникациями. С 2009 года живёт в Санкт-Петербурге.

Как понятно из перечисленного, Леонид Пахута – личность весьма компетентная. И не перестал быть вазовцем-тольяттинцем, переехав в другой город. В тольяттинской газете «Вольный город» периодически появляются его статьи-размышления о судьбе завода и города. Зацепили некоторые места из его недавней статьи, которые я и хочу вам представить:

…мы осваивали итальянский язык по красочным проспектам концерна Fiat.

… Время летело быстро, подтверждая правоту пронзительной песни Льва Вайнштейна «А в Тольятти ветра…», любимой всеми участниками памятных зарубежных стажировок. Итальянские разработки заметно обновлялись новаторскими идеями дизайнеров демидовского центра стиля. Уверенно, к миллиону автомобилей, росла годовая программа вазовских и партнерских сборочных конвейеров. Призывались на высокие московские посты легендарные пионеры ВАЗа.

ветеранскую страницу буклета иллюстрировал снимок ежегодного праздника ветерана труда: 6 000 работников «Фиата» за столиками на одной из главных площадей Турина. Представьте себе нечто подобное: радостное ветеранское море в парке Победы, с объятиями, песнями и щедрым хлебосольем от признательного и совестливого менеджмента нового АВТОВАЗа. Когда? Конечно же, 20 июля 2016 года, в день 50-летия АВТОВАЗа. В наш главный корпоративный праздник! Не верится? Бред? Фантазия? Почему бы и нет, мечтать не вредно…

… Любят ли «они» ВАЗ так, как любили и любим его мы? На этот незатейливый посыл собеседник в скайпе сурово посоветовал смотреть на жизнь реальнее:
– Нынешний автозавод совсем не прежний! Ваш коллективный опыт и советы ваши ему ни к чему, мешают и раздражают. У него иной курс, рациональный и оправданно жесткий. Своя победная программа-2020. Чего там сравнивать, о чем огорчаться, печалиться? И вообще, нашлись  радетели и спасатели автогиганта! Еще вопрос большой, так ли уж хорошо вы сами служили родному заводу. Вон сколько проблем поставили преемникам!

… Вот бьющая под дых строчка из интернета последних дней января: из Тольятти в 2015 году уехало более 7 тысяч человек. Будоражит город шокирующий слух о внеочередной «оптимизации численности», просочившийся сквозь секретность последнего совещания автовазовского «Топ-500». Чем-то порадует или огорчит наступающая весна юбилейного года? С безжалостным рынком не поспоришь.

… И снова с самых высоких трибун слышится призывное: «Мы – сторонники не слов, а дел!» Когда бы так! Но в практике современной российской власти «шаги практического движения вперед» далеко не всегда следуют за программами. Что лишний раз подтверждает бюрократическая круговерть вокруг заявленных еще весной прошлого года намерений Москвы и Самары организовать празднование 50-летия Волжского автомобильного завода в государственном масштабе.

Быстро пролетели 10 месяцев – никакой конкретизации ожидавшихся событий и программ. Зато 20 января сего года самарское информагентство бодро напомнило, что президент России «поддержал инициативу ветеранской организации ОАО «АВТОВАЗ» по празднованию 50-летнего юбилея предприятия». Из этого сообщения следует также, что правительство Российской Федерации должно обеспечить разработку и утверждение плана празднования 50-летия выпуска первого легкого автомобиля в срок до 1 июля 2016 года.

А вот здесь, простите, нестыковочка, странным образом сдвинувшая акцент «золотого юбилея» АВТОВАЗа с июля 2016-го на апрель 2020 года. Такое вот соломоново решение: и ветераны Волжского автозавода вроде бы уважены, и оба юбилея тольяттинского автогиганта учтены. Чиновничье лукавство закреплено теперь высочайшим повелением. Одно непонятно: что и когда все-таки отмечаем. Ведь из юбилейной купели мимоходом выплеснуто само дитя, создание которого было заявлено постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 июля 1966 года. Именно эта дата, 20 июля, давно и совершенно осознанно определена как день рождения АВТОВАЗа. И как раз об этом дне, важнейшем для отечественного автомобилестроения, свидетельствует лаконичная строка в историческом разделе родственного нам фиатовского web-сайта: «1966. Адвокат Джованни Аньелли становится президентом компании. Подписано важное соглашение о создании русского предприятия ВАЗ, призванного выпускать ежедневно 2 тысячи автомобилей «Жигули».
Подписание протокола о намерениях сторон состоялось в Centro Storico – мемориальном выставочном зале Fiat в центре Турина. За столом сидят министр Тарасов и президент Fiat Валетта. Во втором ряду, слева направо: посол Козырев, Гвишиани, фактический владелец Fiat Джанни Аньелли (четвертый слева), технический директор Fiat Гауденцио Боно (шестой слева).

… В полной прострации и сам юбиляр – компания АВТОВАЗ. Юбилейный приказ, подписанный 2 сентября 2014 года, практически не исполняется: аморфный, из второстепенных фигур, оргкомитет бездействует; развернутого и обнародованного плана юбилейных мероприятий нет; смета целевых затрат или пуста, или тайна великая есть. Игнорирование приказа президента – разве такое можно было представить на поляковском автозаводе?! Это ли не ошибка управления? Или кого-то на новом АВТОВАЗе устраивают очевидная неработоспособность юбилейного оргкомитета и пассивность организаторов, робко ожидающих руководящих указаний?

… При складывающихся темпах кадрового похудания (оптимизация, сокращения, разъезды по России-матушке за работой и перспективами) в преуспевающем некогда индустриальном центре очень скоро останутся лишь чиновники и полицейские, небольшая группа работников муниципальных предприятий, стойкие пенсионеры знаменитых градообразующих гигантов и страдающие интернет-зависимостью их юные внуки-правнуки. Город обреченно стареет, повышая своим чередом значимость сограждан «серебряного» возраста. Таковых здесь уже около двухсот тысяч. Это предполагает определенное переформатирование местной инфраструктуры, развитие институтов социальной поддержки, учет мнения ветеранского большинства при разработке городской политики. К тому же крепко заквашенное на коллективизме старшее население Тольятти имеет весомый гражданский голос, способный требовательно прозвучать в час критического разворота России к очередным крутым переменам.

Ветеранов Автограда и несгибаемого города должны объединить общее желание достойной жизни и понятная тревога за близкое будущее. Самое время: если не остановить безжалостное скукоживание АВТОВАЗа до рядового французского ЗАО «Рено-Россия» (недавно – ОАО «Автофрамос», раньше – советский «Москвич»), то хотя бы удержать наш город от скатывания в пропасть.

…Творцы АВТОВАЗа. Это не только те, чьи портреты успела вместить прерванная серия книг с одноименным названием. Многие из тольяттинцев и россиян имеют полное право причислять себя к славному племени строителей Волжского автомобильного. Настоящих патриотов ВАЗа не переделать. Молчать и соглашаться с разрушением дела всей своей жизни они не умеют. Болеть за Автозавод и город – не перестанут. Понятно, что в их адрес не раз еще прозвучит запальчивое «Ваш поезд ушел!»

Но вы, нынешние, молодые и самоуверенные! Не играйте в шутки со стремительным временем, умеющим быстро сбивать апломб заносчивой молодости. Лучше порадуйтесь за нас, осчастливленных редкой удачей оставить важный след в истории страны. При всех слабостях и ошибках нам не стыдно перед днем грядущим. Пусть и вам так повезет – в яркой жизненной цели, в грандиозной общей задаче, в профессиональной карьере.

Мы – не чужие и лишние! Просто мы – особой закваски народ. К тому же, честно говоря, всем нам очень хочется, как и раньше, оправданно улыбаться при объединяющих словах: Волжский автозавод, Автоград, Тольятти. Ну хочется!..

Ещё несколько слов от Леонида Пахуты о городе Тольятти в период с 1979 по 1986 год, когда он был заведующим отделом культуры Тольяттинского горисполкома:

«Особенности периода – активное развитие инфраструктуры городской культуры.
Интенсивное становление крупнейшего индустриального центра Среднего Поволжья, будущей «автомобильной столицы России» характеризовалось стремительным ростом и молодостью его населения (от 140 тысяч жителей в 1967 году до 660000 – в 1988 году; на 1983 год средний возраст горожан составил 28 лет) и активным его стремлением к творческому самовыражению. Достаточно интенсивное развитие материально-технической базы в сфере культуры сопровождается появлением ярких культурных традиций: театральное и песенное движение, молодежные клубы и дискотеки, празднование Дня города Тольятти.

Формируются творческие организации профессиональных союзов художников и писателей, объединения творческой интеллигенции. Ведется разработка и частичное внедрение городской программы эстетического воспитания населения.

Всесоюзный масштаб приобрели Грушинский фестиваль авторской песни (несколько лет проводился на Федоровских лугах) и Тольяттинский фестиваль политической песни памяти Виктора Хара.


При этом молодому развивающемуся городу Тольятти доставалось критики: «спальный вагон» и «город без души». А новый мегаполис строился без времянок, яростно отстаивая в столице и областном центре финансирование объектов культуры и спорта, городских парков и зон отдыха.

Тольятти тех лет – не только возмутитель спокойствия, но и уникальный памятник борьбы Нового со Старым, победы Духа над Резолюцией, Свободы над Принуждением».


Фотографии о строительстве завода и города можно увидеть в  Фотоблоге Вадима Кондратьева: 1 и 2

А нам – нынешним – остаётся только завидовать советским людям. Их яркой жизненной цели, грандиозной общей задаче, профессиональной карьере…

Пусть нашим ответом будет – до встречи в СССР 2.0!


Profile

bin_rada
Ирина Бынина

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel