Ирина Бынина (bin_rada) wrote,
Ирина Бынина
bin_rada

Categories:

А что не так с «Хоббитами»?

На одном из родительских форумов как-то раз обсуждали образовательную систему  «Школа 2100» для младшеклассников. Система соответствует новым ФГОС.
Во втором классе по литературному чтению «проходят» произведение Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит». Часть родителей  считает это произведение неоднозначным  для детского восприятия. В интернет-дискуссии возник  вопрос: «А что не так с «Хоббитами»?».
1872652850.jpg

Кое-какие мысли по этому поводу пришли мне в голову после того, как я перечитала книгу. Мне кажется, произведение на любителя, причём отнюдь не на второклассника, то есть не для 7-8-леток.

Сюжет книги можно описать в нескольких словах: маленький почтенный хоббит неожиданно для себя оказывается втянут в опасную экспедицию по волшебной стране, конечная цель которой – отобрать у дракона Смауга в пещере под Одинокой горой золото гномов. Дракон когда-то силой захватил гномье царство вместе с золотом. Эта экспедиция наполнена приключениями и опасностями,  сказочными существами и волшебством. Вполне захватывающий сюжет. Вот только…

Сначала нам показывают  вполне довольного жизнью буржуа-обывателя, хотя и в слегка изменённом антураже – вместо дома нора, вместо человека хоббит. Но любовь к комфорту и удобствам у него вполне человеческие. Как и всякий почтенный обыватель, Бильбо Бэггинс  добропорядочен: гостеприимен, не любит пускаться в приключения, превыше всего ценит комфорт. Ответственен – выполняет просьбы и собственные обещания, невзирая ни на какие препятствия.

На его фоне гномы рисуются более грубыми красками: они не прочь смухлевать при случае, стремятся переложить ответственность на другого. Но чувство благодарности им всё же до некоторой степени присуще.

В начале сказки мы узнаём о цели предприятия – добыть золото, принадлежавшее когда-то гномам, и поделить его на 14 частей (по числу участников экспедиции). Правда, выясняется ещё, что среди прочих в экспедиции участвует «наследник престола» - сын последнего «Короля под горой» Торин. В принципе, если предприятие удастся, он собирается восстановить трон. Но эта цель в книге не на первом месте. Говорят, в фильме она показана отчётливее.  Однако в книге в первую очередь цель – обогащение. И только во вторую очередь – восстановление справедливости, опять же в понимании гномов – они хотят восстановить былую славу и, главное, былое богатство.

В пути компанию ждёт масса приключений, из которых она выпутывается либо с помощью  волшебника Гэндальфа, либо усилиями хитроумного хоббита.

В главе «Пауки и мухи», которую изучают на литературном чтении во 2-м классе по образовательной системе «Школа 2100», нарисована очень мрачная картина Чёрного леса: чёрные белки, чёрные мотыльки, чёрные летучие мыши, чёрный ручей, из которого нельзя пить воду... («В чёрной-чёрной комнате на чёрном-чёрном столе стоит чёрный-чёрный…» ну вы знаете).  После разных дополнительных приключений гномы оказываются замотаны в паучьи коконы и пауки обсуждают способы убийства гномов. Но хоббит приходит на помощь своим спутникам и освобождает гномов, в том числе и с помощью личной храбрости – он отважно сражается с пауками своим эльфийским кинжалом, хотя и использует при этом волшебное кольцо невидимости. Эта глава, пожалуй, более-менее соответствует понятию «героическая сказка» - в ней присутствуют не только стенания про голод и усталость, но и самоотверженность, взаимовыручка героев.

Худо-бедно, путешественники попадают на Одинокую гору, проникают внутрь по потайному ходу и, раздразнив дракона, заставляют его покинуть пещеру.  Дракон отправляется к ближайшему Озёрному городу, чтобы отомстить людям за то, что они помогали путешественникам. Там человек Бэрд, потомок  короля  соседнего с Одинокой горой разрушенного города, убивает дракона.

Что же гномы?  Узнав от птиц о гибели своего врага и о том, что совместное войско людей и эльфов направляется к Одинокой горе, гномы срочно начинают строить стену перед главным входом в своё царство, чтобы не допустить других к золоту. Речи о благодарности за приют в Озёрном городе и о помощи этому городу, разрушенному драконом, не идёт – золото, золото, золото, золото важнее и дороже. Эльфы, гномы и люди готовы воевать друг с другом за доступ к богатству. И только общая опасность в виде армии гоблинов на волках-варгах заставляет забыть распри, объединить усилия для сражения не на жизнь, а на смерть.

Дж.Р.Р.Толкин написал книгу в 1936 году – до начала II мировой войны. Но какие-то аллюзии с этой войной всё равно напрашиваются. Только смертельная опасность фашизма заставила объединиться армии «эльфов, гномов и людей» – капиталистические страны и первую социалистическую страну – на борьбу с общим врагом. 

Моё вИдение того, что "не так" в книге:

Среди ЦЕЛЕЙ главная – обогащение, и только второстепенная – восстановление Подгорного королевства.


Главным героем выступает обыватель, «маленький человек», всё путешествие мечтающий о возвращении в свою комфортную, уютную норку и жалеющий о том, что её покинул. 

Гномы и хоббит ради цели не приносят в жертву  свои хотелки, а всю дорогу ноют о том, как им трудно двигаться вперёд.

Смакование подробностей предполагаемых убийств. Тролли, поймав гномов, совещаются, как их убивать – раздавить, сварить или поджарить. То же делают и пауки из Чёрного леса.

Гимн обывательскому комфорту. Хоббит Бильбо Беггинс  при любой напасти опять и опять вспоминает свою прежнюю жизнь без потрясений, с полноценными завтраками и чаем, в покое и неге.  В результате получается настоящий гимн – картина обывательского рая только оттеняется опасностями и трудностями.

Правильно сказал президент России Владимир Путин, выступая перед участниками дискуссионного клуба "Валдай-2015": «в основе российского мышления лежит представление о добре и зле, а в основе западного мышления — интерес и прагматика». Это высказывание как нельзя более точно подходит к книге Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит, или туда и обратно».


Tags: хоббит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments